Фрагменты:

Таково, например, впервые появившееся в литературном французском языке в 1376 г. важное слово «macabre» (многие исследователи пытались выяснить происхождение слова, есть целый ряд несводимых гипотез). Оно вошло во все европейские языки, и в словарях переводится на русский язык как погребальный, мрачный, жуткий и т.п. Но эти слова не передают действительного смысла слова macabre, он гораздо значительнее и страшнее. В искусстве Запада создано бесчисленное множество картин, миниатюр и гравюр под названием «La danse macabre» - «Пляска смерти». Это - целый жанр (главное в нем то, что «пляшет» не Смерть и не мертвец, а «мертвое Я» - неразрывно связанный с живым человеком его мертвый двойник). Пляска смерти стала разыгрываться актерами. В историю вошло описание представления Пляски смерти в 1449 г. во дворце герцога Бургундского.


Как пишут некоторые исследователи, Босх своим творчеством приоткрыл "Окно в Ад".
"Алтарь Святого Антония". Иероним Босх проявил здесь всю безудержность и неутомимость своей фантазии в изобретении ужасов и нелепиц. Действительность предстает сплошным кошмаром, теряется различие между живым и неживым: тело ведьмы превращается в ствол трухлявого дерева; из глиняного кувшина вырастают конские ноги; ощипанный гусь жадно пьет, опустив в воду безголовую шею...
Дело, конечно, обстоит с точностью до наоборот: типичные кошмары "торчка" становятся действительностью, материализуясь в картинах художника. Босх не фантазировал и ничего не изобретал - он просто рисовал то, что видел. Реальность таких видений под воздействием спорыньи мозг видящего сомнению не подвергает. Даже во время приступа Delirium tremens - тривиальной "белой горячки" - люди видят зеленых чертей совершенно реально. В любой медицинской энциклопедии описано, что понимание своих видений как глюков, а не как наблюдения действительности, приходит только через несколько дней после приступа. Я видел людей, которые в течении недели (!) после того, как их откачали, все не могли понять, что во время приступа было реальностью, а что глюками. Галлюцинации не замещают реальность, а накладываются на нее. "Напиться до чертиков" - кому не знакома эта фраза? Но все ли задумываются, что если бы не христианство, то допивались бы до чего-нибудь другого (до синих инопланетян, например) - все тот же вопрос установки, как и при отравлении спорыньей. Разница только в том, что алкогольное отравление - всегда "бэд трип", а спорынья - могут быть и прекрасные "Божественные видения". В теории. На практике - христианство со своим культом дьявола и прочими ужастиками этому никак не способствовало, а редкие "беседы с Богом" оборачивались только крестовыми походами и прочими французскими революциями.

Воздействие темы смерти и страданий на сознание людей в XV веке качественно изменилось благодаря книгопечатанию и гравюрам. Картины Босха и его последователей- концентрированное и гениальное выражение страха перед смертью и адскими муками. Говорят, что Босх создал художественную энциклопедию зла всех видов и форм. Но и без него в Европе процветала такая тема творчества, как "Пляска Смерти", а с появлением гравюр изображение Пляски смерти пришло практически в каждый дом. Исследователи, как обычно, пытаются описывать это явление, как нечто загадочное и непонятное:

Всё вот здесь -
absentis.front.ru/abs/lsd_07a_europe_bosch.htm

(только уберите из ссылки diary и замените на front что то ...очередной глюк(((