"Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!"
О переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского известно много, так что повторяться не буду. Скажу одно. ругались они знатно и троллили друг друга ..только так..

Впрочем, всё не так просто ! Считается, что Иван Грозный был одним из талантливейших литераторов того времени "...во словесной премудрости ритор, естествословен и смышлением быстроумен"., к тому же ещё и новатором.

Новаторство заключается прежде всего в том, что он привнёс в литературный стиль оттенки разговорного, а, проще говоря, искромётно вставлял ругательства.
Можно составить обширный список ругательств Ивана Грозного, которые применяются в письме к Курбскому: «собака», «злобесное умышление», «злобесовкий», «пес смердящий» и т.п. Любимые эпитеты Грозного «пес», «бес», «зло», «злобесный» представлены в его произведениях разными сочетаниями
"Тон писем к Курбскому от одного к другому, например,"становится все более запальчивым, Грозный с азартом издевается и высмеивает Курбского, отпуская такие насмешки, которые уже лишены всякой официальности. Своей исключительной грубостью Иван IV нарушает эпистолярный и дипломатический этикет. Характеристика царского стиля – «глаголы нечистые и кусательные». Стиль послания Грозного не поддается однозначному определению, т. к. варьируется на протяжении произведения. Очень емко его определил Курбский, назвав полученное письмо "широковещательным и многошумящим". Сквозь него все ярче проступает сильная личность самого царя, его темпераментная и непримиримая натура. Она не укладывается ни в один из существующих стилистических канонов, но решительно нарушает их все. От возвышенного церковнославянского языка до бытового просторечия и ругательств, от цитат из Священного Писания до перефразированных народных пословиц и поговорок – таков стилистический диапазон этого текста. Эта полифоничность – сознательная установка автора, намеренно стремившегося встать над любыми существовавшими литературными формами, использовать все их возможности для достижения своей цели."


О каков пэрл! *любуется*

Что, собака, и пишешь и болезнуешь, совершив таковую злобу? И чему подобен совет твой будет, паче кала смердяй? (Иван Грозный Андрею Курбскому)



Мне ещё очень нравится, как царь и Курбский припоминают друг другу некие амурные грешки. Иоанн Васильевич, в ответ на припоминание многочисленных браков, отвечает:

"А буде молвиш, что я о том не терпел и чистоты не сохранил - ино вси есмы человецы.Ты чего для понял стрелетцкую жену?"

На что, это оппонент отвечает:

"Туто же о постелях, о телогреях и иные бещисленные, воистину, яко бы неистовых баб басни", это "смеху достойно и пияных баб басни"



Недаром, Иоанн Васильевич был новатором-стилистом, дипломатом, политиком и... просто добрым хорошим человеком с нежным сердцем, ведь он с гордостью говаривал, вернее, даже не говаривал, а писал шведскому королю: "Мы от Августа кесаря родством ведемся",

А говаривал другое.

Английский дипломат Дж. Флетчер рассказывает, что однажды царь вручил одному английскому ювелиру золото для изготовления посуды и посоветовал быть осторожным: "Русские мои все воры".

Англичанин удивился: "Вы сами русский".

"Я не русский, предки мои германцы", - возразил царь.

И что характерно, презирал Иоанн Васильевич неаристократов... "Презрение к людям неаристократического происхождения проявлялось у Грозного буквально в каждой строчке. Об Адашеве, отпрыске не очень знатного, но "честного" рода, он писал, что взял его "от гноища", то есть из навозной кучи. И Василию Грязному он советовал вспомнить "свое величество и отца своего", когда они служили "мало что не в охотникех с собаками" у князей Ленинских. Да и шведского короля Юхана III укорял в том, что его род - "мужичий"."



"Уже ты сказываешься государьской род, - пишет царь, - и ты скажи, отец твой Густав чей сын и как деда твоего звали, и где на государьстве сидел, и с которыми государи был в братстве и которого ты роду государьского?"



"Любопытно, что "мужичье" происхождение Густава Ваза доказывается способом, заставляющим вспомнить "принцессу на горошине". Оказывается, когда русские купцы привезли в Швецию сало и воск, король Густав "сам, в рукавицы нарядяся, сала и воску за простого человека вместо опытом пытал".



"И то государьское ли дело? - вопрошает царь Иван.- Коли бы отец твой был не мужичей сын, и он бы так не делал".

И напоследок неизвестная ранее картина "Иван Грозный подкрадывается к сыну"

Это отсюда. Здесь много версий.. Очень смешно)

ibigdan.livejournal.com/6428768.html



Использовала исследование В Б Кобрина"Иван Грозный"

@темы: История