воскресенье, 04 ноября 2007

Инквизиция (в переводе с латыни на русский - "расследование") была создана еще в XII веке по инициативе римского папы. Она должна была выявлять возникавшие ереси и наказывать их распространителей.
За все триста лет истории инквизиции в Испании - около тридцати тысяч. Но когда в ХVI-ХVII веках по всей Европе развернулась охота на ведьм, ее жертвами стали уже более миллиона человек.
Основатель испанской инквизиции родился около 1420 года в маленьком кастильском городке Торквемада. Это название - так же как и фамилия Великого инквизитора - происходит от слова torre cremate - "горящая башня". Когда-то там сгорел феодальный замок, который принадлежал предкам Томаса.
От одного из слуг мальчик узнал, что его бабушка Инес была "конверсо", то есть крещеной еврейкой: в свое время ее родителей насильно обратили в католичество. Для Томаса это открытие стало настоящим потрясением, ведь евреи, как и мавры-мусульмане, считались злейшими врагами христианства. А Торквемада всегда был образцовым католиком.
Томас решил, что должен очиститься в глазах Господа, для чего ему необходимо проявлять особое рвение в борьбе с врагами христианской веры. Томас Торквемада был готов, если понадобится, отправить на костер сотни и даже тысячи еретиков, чтобы спасти себя и своих единоверцев для вечной жизни. Когда Томасу исполнилось двенадцать, он покинул дом и отправился в монастырскую школу.
По слухам, он некоторое время странствовал по Испании и в Кордове влюбился в некую красавицу, которая предпочла юному богослову богатого мавра. Говорили, что именно отсюда берет начало его ненависть ко всем мусульманам.
читать дальшеАрабы давным-давно захватили почти всю Испанию, и целые поколения кастильских дворян проводили жизнь в войне с ними. Только к XV веку испанцы сумели оттеснить мавров на юг, в Гранадский эмират. Но мусульмане по-прежнему были богаче и ученее католиков - их наука, особенно медицина, оставалась лучшей в Европе. Да и к иноверцам они относились гораздо терпимее христиан. В их владениях жило большинство испанских евреев, скопивших немалые состояния с помощью торговли и ростовщичества.
Из 16 миллионов жителей Испании мусульмане в то время составляли 3 миллиона, а евреи -почти миллион. Католики утверждали, что и те и другие соблазняли христиан богатством и переманивали в свою веру. Но помимо внешних врагов, у католической церкви были и внутренние - еретики, которые ставили под сомнение догматы христианской веры. Не говоря уже о многочисленных колдунах и ведьмах, якобы заключивших союз с самим Сатаной.
Против всех этих врагов молодой Торквемада обратил свои гневные проповеди. Ораторский талант он начал проявлять, поступив в доминиканский монастырь Сан-Педро. По округе разнеслась молва не только о красноречии, но и благочестии молодого монаха - он не ел ни мяса, ни рыбы, носил грубую шерстяную хламиду и спал на голых досках. Скоро Томасу начали предлагать высокие должности в Мадриде, но он каждый раз отказывался. Согласился только занять пост настоятеля обители Святого Креста в Сеговии.
Выбор Торквемады был не случаен - этот маленький монастырь часто посещали представители высшего кастильского общества, в том числе королева-мать с маленькой дочерью Изабеллой. В 1459 году монах стал духовником семилетней инфанты. Из монастырского затворничества он шагнул в большую политику, обретя власть, которой не было ни у кого из испанских отцов церкви.
Вначале он был личным священником королевы Изабеллы Кастильской. Ему удалось убедить слабохарактерную Изабеллу в том, что испорченность нравов и свободомыслие с каждым днем возрастают, а соседство христиан с евреями и маврами вредит благочестию народа. Королева предоставила Торквемаде все права для вершения справедливого священного суда.
В первые полгода правления Торквемады было сожжено 298 человек а 79 приговорили к вечному заточению. Число жертв инквизиции увеличилось с каждым днем. Из-за многочисленности осужденных пришлось даже придумать особый эшафот, так называемое квемадеро. Он был сложен из камня наподобие печи - туда вводили сразу несколько осужденных и сжигали. Возможно, именно эти дьявольские изобретения послужили прототипом гитлеровских газовых камер.tools-of-death.ru/mazo/ma01/Fire2.gif
Костры полыхали по всей Испании. Современники говорили, что если их собрать все вместе, то не требовалось бы Солнце.
Произвол был основным духом инквизиции. Приговорить к смертной казни могли кого угодно. Чаще всего людей обвиняли в колдовстве и принадлежности к другой вере. Любой донос служил поводом для заключения в тюрьму. Если же человек отказывался сознаться, его жизнь превращалась в кошмар. Ужасные пытки, которым подвергались несчастные, вынуждали их давать самые невероятные показания против себя и тех, кто был "интересен" инквизиторам. Дыба, пытки водой, огнем, испанским сапогом доводили несчастных до последней степени изнеможения и нередко кончались смертью прямо в темнице.
Жестокость Торквемады поразила даже римского папу Александра 6, но, боясь поссориться с испанской королевой, папа не стал принимать никаких мер.
Инквизиция преследовала всех: простых граждан, ученых, чиновников, бедных и богатых: даже короли боялись великого инквизитора, ведь он мог отлучить их от церкви, а это считалось самой страшной карой. Торквемада ненавидел не только людей но и книги. В 1490 году он велел сжечь несколько еврейских Библий, а впоследствии еще более шести тысяч книг, под предлогом что они якобы пропитаны колдовством.
Торквемаду ненавидели и боялись. А он, в свою очередь, стал опасаться ненависти современников. В старости у него даже развилась мания преследования. 50 конных офицеров инквизиции и 200 пеших солдат сопровождали его постоянно, а с собой Торквемада всегда носил различные противоядия. Главная вина за это лежала на Торквемаде: не случайно он так боялся за свою жизнь.
Когда он выезжал за пределы громадного здания инквизиции, его сопровождали пятьдесят конных и двести пеших солдат. А дома Торквемада всегда держал на столе рог единорога, который должен был покраснеть при соприкосновении с ядом. Но ни об одном покушении на Великого инквизитора не известно. Этот невысокий лысый человек с бледным лицом и плотно сжатыми губами вызывал такой страх, что даже слуги предпочитали не приближаться к нему без особой нужды.
Уничтожая еретиков, Торквемада никогда не забывал об иноверцах. Именно их он считал своими главными врагами. Великий инквизитор настоял на том, чтобы королевские войска окружили Гранаду - последний оплот мавров. После долгой осады арабы сдались в обмен на обещание соблюдать права мусульман и евреев.
Уже после смерти Торквемады испанских мавров стали в массовом порядке подвергать крещению. Тогда они подняли восстание и в 1520 году были изгнаны, как и евреи. Это обезлюдило и разорило плодородную Андалузию, но цель инквизиции была достигнута - на несколько веков Испания стала страной, где не было места иноверцам.
Сам Торквемада никогда не появлялся в пыточных камерах и не приближался к кострам, на которых сжигали вероотступников. Но всей работой этого "конвейера смерти" управляла его безжалостная рука. Он руководил десятками инквизиторов и тысячами их помощников-доминиканцев, которые ездили по городам и собирали доносы на врагов веры. Еретиков бросали за решетку, если они не успевали вовремя покаяться и отдать свое имущество церкви.
Места в тюрьмах уже не хватало. В крошечные камеры набивались десятки людей. Иногда узники проводили в застенках много месяцев и умирали, не дождавшись суда.
Во время процесса предполагаемому еретику зачитывали показания свидетелей. Если он после этого сознавался, его отправляли обратно в камеру ждать приговора, если нет - объявляли "упорным" и посылали в пыточную. Пытку прекращали, только когда люди теряли сознание. Многие сознавались еще до начала мучений, но и их ждала смерть как "признавшихся из страха". Наоборот, тех, кто выдерживал пытки, могли оправдать. Так же как и тех, чью вину не смогли доказать свидетели. При этом за оправданными внимательно следили, и новое обвинение почти неизбежно заканчивалось для них смертным приговором.
Жертвой инквизиции мог стать кто угодно. Торквемада добился осуждения на смерть двоих епископов - оба посмели жаловаться на него в Рим. Папа Александр VI - знаменитый развратник из семейства Борджиа - помиловал осужденных и убедил короля Фердинанда обуздать чересчур ретивого борца за веру. Король послушался и, объявив, что Торквемада уже стар и болен, назначил ему в заместители четырех генерал-инквизиторов, которые получили право обжаловать его решение.

Для Великого инквизитора это было оскорблением. Он больше ни разу не переступил порога королевского дворца. Но когда Торквемада умирал, королева Изабелла сама приехала к нему, чтобы попрощаться. Вскоре после этого визита, 16 сентября 1498 года, Томас де Торквемада скончался.
Одни считают его святым, другие - величайшим злодеем. Кто-то утверждает, что он был необычайно скромен, кто-то обвиняет в гордыне и любви к роскоши. За сухими строками приказов и распоряжений Торквемады трудно разглядеть, каким он был на самом деле. Как будто это не человек из плоти и крови, а живое воплощение должности Великого инквизитора. Того, кто посылает людей на мучительную смерть, чтобы спасти их души. Следующей темой я выбрала "Молот ведьм"
Какой ужасно тупой и ограниченный народ был тогда.
Неудивительно, что наука почти не развивалась в католических странах.
Читал книгу про Священную Инквизицию, где описывались деяния самих "святых" отцов, и то, кто попадал в застенки - не поддавшиеся их уговорам стать их любовницами женщины, их мужья, богатые аристократы, отказавшиеся подписать дарственные монастырям. Грязь, убийства и политика вместе с фанатизмом.
Хм... С точки зрения современного человека - возможно...(хотя, - спорно)
Хотела бы я посмотреть, какие умные мысли бы излагали Вы, попавшись в вышеупомянутый застенок?
Если судить по корням, то я жил бы в Скандинавии, где церковь подчинялась государству, а не наоборот.
А вообще, Вы правы, со Священной Инквизицией разговор был только о собственных прегрешениях, явных и выдуманных ей. Поэтому и наука так тормозила там. Заметьте, страны, где превалировала одна церковь заметно отстали в развитии от тех, где была свобода вероисповедания или хотя бы толерантность к иноверцам. Но, это уже другая тема, пожалуй.
Это какие страны и какое развитие вы имеете в виду?
К примеру Голландию, Швецию, США - там нет такого понятия как государственная религия. И церковь как таковая исторически не влияла на государственные дела. Как следствие, и политическая, и социальная, и экономические системы в этих странах находятся на достаточно высоком уровне, и развиваются.
Если взять страны, где была единая религия, и церковь напрямую или косвенно вмешивалась в дела управления государством, то мы видим, что их развитие заметно отстает. Взять ту же Испанию, Грецию, Италию. Сюда можно было бы причислить и Россию, но здесь уже давно правила не вера, а идеология. Сейчас что-то среднее между тем и другим.
Сравните КУЛЬТУРУ Испании, Греции, Италии, России и США, Голландии и Швеции..((
Поверьте, культурное развитие = это не только уровень жизни.
А единая церковь, между прочим, была не только носителем уродливых явлений, вроде инквизиции, но и хранителем культурных ценностей: книг, художественных полотен итд...
( Аббатство Мон сен Мишель тому пример)
Да, это правда. Я согласен. Тем более, что в случае искусства Церковь долгое время была основным заказчиком и спонсором. Ватикан тому пример.
Но, увы, в сравнении с тем, что Святая Церковь извела со света многих деятелей культуры и науки, то, что она сохранила - просто капля в море.
Не хочу превратиться в обвинителя. Просто, поделился своими наблюдениями.
Что это тебя на инквизицию потянуло? Готовишь кому-то аутодафэ?
*Последний аватар я не понял.*
Угу...готовлю. Трепещи...
там русским литературным языком написано: "Йа выдро!"
Символично!