"Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!"

О, пожелтевшие листы
В стенах вечерних библио́тек,
Когда раздумья так чисты,
А пыль пьянее, чем наркотик!

Мне нынче труден мой урок.
Куда от странной грёзы деться?
Я отыскал сейчас цветок
В процессе древнем Жиль де Реца.

Изрезан сетью бледных жил,
Сухой, но тайно благовонный…
Его, наверно, положил
Сюда какой-нибудь влюблённый.

Ещё от алых женских губ
Его пылали жарко щёки,
Но взор очей уже был туп,
И мысли холодно-жестоки.

И, верно, дьявольская страсть
В душе вставала, словно пенье,
Что дар любви, цветок, увясть
Был брошен в книге преступленья.

И после, там, в тени аркад,
В великолепьи ночи дивной
Кого заметил тусклый взгляд,
Чей крик послышался призывный?

Так много тайн хранит любовь,
Так мучат старые гробницы!
Мне ясно кажется, что кровь
Пятнает многие страницы.

И терн сопутствует венцу,
И бремя жизни — злое бремя…
Но что до этого чтецу,
Неутомимому, как время!

Мои мечты… они чисты,
А ты, убийца дальний, кто ты?!
О, пожелтевшие листы,
Шагреневые переплёты!
Гумилёв
Наверное, каждый читал в детстве жуткую сказку бессмертного Шарля Перро о Синей Бороде, в то время как о Жиле де Реце вряд ли многие наслышаны. Но на самом деле этот блестящий бретонский барон, маршал Франции, знаменитый военачальник и стал прототипом легендарного злодея, который со страниц истрепанных сборников сказок заставлял трепетать не одно детское сердце...


Жиль де Рец родился в сентябре 1404 года в очень знатной семье и, казалось бы, вполне подходил под классическое определение баловня судьбы, щедро наделенного ею буквально всем. Помимо родовитости, он был еще и сказочно богат, унаследовав обширные владенья своего отца и деда по материнской линии, а также женившись потом на богатой наследнице. Роскошью своего двора он затмевал даже французского короля, покровительствовал искусствам. Этого мало — и щедрые боги судьбы наградили его громкой воинской славой. Уже смолоду Жиль де Рец зарекомендовал себя как едва ли не самый искусный во Франции солдат, мастерски обращавшийся с копьем и мечом, и вскоре прослыл как искусный военачальник. То было время незабываемой Орлеанской Девы — Жанны д`Арк, простой пастушки, поведшей королевское войско на освобождение родины от английского ига. С самого начала ее эпопеи во всех сражениях де Рец был рядом с ней, и его имя, также как и ее, гремело по всей Франции.

Но в итоге изменщица-судьба рассудила иначе — и в историю барон вошел как знаменитый преступник. В сентябре 1440 года его неожиданно арестовали, и он предстал сначала перед церковным, а затем и гражданским судом. Обвинения были ужасны — ему приписывали похищения, пытки и убийства свыше 140 детей. Вскрылись страшные факты, оказалось, что Жиль де Рец смолоду увлекался алхимией и сатанизмом. Его агенты похищали крестьянских детей — для того, чтобы барон мог приносить их в жертву во время шабашей или использовать в своих бесчеловечных опытах. Судебное заседание проходило при закрытых дверях — описываемые подробности были настолько страшны, что не каждый мог бы их выдержать — и это в жестоком XV веке! В качестве свидетелей выступали родители несчастных детей, а просочившихся наружу слухов хватило, чтобы народ несколько раз пытался отбить и растерзать барона на месте, когда его перовозили из одной тюрьмы в другую.
Отказавшийся сначала отвечать на обвинение, барон под угрозой отлучения от церкви и костра признал полномочия суда, но заявил о своей невиновности. Церковный суд признал его еретиком, а гражданский приговорил к смерти за убийство. Признание вины бароном было вырвано угрозами применения пыток, и 26 октября 1440 года он был повешен в Париже. История барона спустя двести лет под пером Шарля Перро стала основой легенды о Синей Бороде. Но так как смерть детишек выглядела слишком уж мрачно, в сказке Синяя Борода романтически умерщвлял лишь своих надоевших жен. Кстати, скептики и тогда, и сейчас сомневаются в достоверности всей истории и полагают, что обвинение и процесс были инспирированы герцогом Бретани, зарившимся на богатства барона. Но даже если они и правы, ничего уже не исправишь, ибо сказки не переписываются...(С)

Впервые я узнала о нём в детстве, когда читала *Анжелику*
читать дальше
ЖИЛЬ ДЕ ЛАВАЛЬ ДЕ РЕЦ (1404-1440)

читать дальше

@музыка: телефон

@настроение: ок

@темы: Люди разные, Наблюдения, Настроение, Радостное

Комментарии
15.01.2008 в 16:43

Лиса. Временами даже лис.
Знаете, от вас я не ожидал приведения "Анжелики" в качестве исторического источника.

Кстати, у вас устаревшая информация: в 1980-х годах французские историки пересмотрели документы, относящиеся к Жилю де Ре, и реабилитировали несчастного барона. Никаких обврагов, заваленных трупами детей, не было. Это был жесткий и жестокий человек, но не более, чем остальные деятели Столетней войны.
15.01.2008 в 16:50

"Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!"
Raentor
Это не исторический, а литературный источник)))) Я указала, впервые узнала о сем маршале, читая в детстве "Анжелику"... И именно, как о местной легенде...

Кстати, у вас устаревшая информация: в 1980-х годах французские историки пересмотрели документы, относящиеся к Жилю де Ре, и реабилитировали несчастного барона.
Однако, легенда осталась...
Зачастую, историю переписывают заново, но стереотипы остаются...
15.01.2008 в 16:51

Мари Анруа

У меня эта история тоже ассоциировалась с де Пейраком. Точнее, с нелепыми обвинениями в его адрес. Наверно автор "Анжелики" почерпнула вдохновение в истории де Реца.
15.01.2008 в 16:53

"Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!"
Wondering Spirit
А при чём здесь Пейрак?]]] :wow2: (Пресловутая *Анжелика* приведена только в качестве отрывка, поразившего моё детское воображение))))
15.01.2008 в 17:00

Лиса. Временами даже лис.
Мари Анруа: Извините. Я просто один раз видел учебник по культурологии, в котором главным источником для авторов в главе о Средневековье были, собственно, романы супругов Голон. Сейчас погорячился. =)

Вот вам ссылочка на фото замка Жиля де Рэ.
www.globalfolio.net/main/modules/gallery2/v/FAM...

Кстати, в том, что легенда остается, замешаны и те, кто просто ее пересказывает. =) Мало кто читал то, что читал я (а я это читал? не помню, как называлась половина книг...), но вот в дайрях народу много висит... И они так и будут уверены в том, что Жиль был сатрапом и черным колдуном.
15.01.2008 в 17:10

"Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!"
Raentor
То, что *Анжелику* приводят, как пример каких-то то там отношений и образец мужской и женской логики на факультетах психологии, я слышала, но то, что воспринимают её, как исторический источник, признаться, слышу впервые)))) Забавно))

На самом деле, я выкладываю те или иные посты не как историческую справку, а как повод для дискуссии...

К сожалению, зачастую многие мыслят стереотипами - *чёрное - белое.*.Вот и захотелось услышать разные мнения об этой загадочной личности... И выступающей , в качестве легенды, и, в качестве исторического лица..)

Спасибо за ссылку)
15.01.2008 в 17:19

Лиса. Временами даже лис.
Мари Анруа:

Количество браков на этом не ограничилось (среди его жен наблюдалась повышенная смертность).

Из какого источника информация? =) (Его милость изволит интересоваться ;))
15.01.2008 в 17:23

"Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!"
15.01.2008 в 17:25

Мари Анруа

Пейрака сравнивали с бароном те, кто были настроены против него. И по-моему, ему пытались предъявить похожее обвинение.

Raentor Кстати, в том, что легенда остается, замешаны и те, кто просто ее пересказывает. =)
Согласен с Вами. Причем, с каждым новым пересказом легенда обрастает подробностями, проистекающими из впечатлений слушателей.
Интересные документы. Я обязательно почитаю позднее.
15.01.2008 в 17:32

"Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!"
РS Когда легенда обрастает фактами, по мере распространения - это одно а, порой..легенду создают искусственно... (Можно столько узнать о людях, да и о себе, в частности,- Анн и Серж Голлон нервно курят в сторонке)))))
15.01.2008 в 17:34

Мари Анруа К сожалению, зачастую многие мыслят стереотипами - *чёрное - белое.*.Вот и захотелось услышать разные мнения об этой загадочной личности... И выступающей , в качестве легенды, и, в качестве исторического лица..)

Да, это присуще большинству. Но... ведь всем известно, что суды во все времена делали то, что им диктовали сильные мира сего. А пиар во всегда был главным орудием убеждения. Легенды и слухи - этоо самая действенная форма пиара. Я склонен считать, что кому-то было необходимо убрать барона. А его увлечения химией и философиями превратили в более удобоваримые для толпы пороки. Похоже на историю Урбана Грандье в смысле раздувания слухов и придуманных обвинений.
15.01.2008 в 17:38

Лиса. Временами даже лис.
Мари Анруа : Вот так оно и бывает - кочует по сети всякая непроверенная информация...
15.01.2008 в 17:38

Мари Анруа

Да.Когда легенда обрастает фактами, по мере распространения - это одно а, порой..легенду создают искусственно... (Можно столько узнать о людях, да и о себе, в частности,- Анн и Серж Голлон нервно курят в сторонке)))))
Я сталкивался с этим лично. Шокирует... даже больше. Но после, вспоминаю и удивляюсь, что все это могло быть, и что кто-то верил.
15.01.2008 в 17:41

"Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!"
Raentor
На самом деле, она кочевала по миру задолго до изобретения сети...]
Возможно, эта история имеет право на существование, хотя бы в качестве легенды...
15.01.2008 в 17:49

Лиса. Временами даже лис.
Мари Анруа : Но Инфернет - просто рассадник порока! =)
В поисковике стоит набрать "Жиль де Рэ", как тут же вылезет куча пересказов вот этой самой легенды и ни одного исторического источника...
Печально.
15.01.2008 в 17:55

Raentor В поисковике стоит набрать "Жиль де Рэ", как тут же вылезет куча пересказов вот этой самой легенды и ни одного исторического источника...
Печально.

О нем возможно узнать на французском сайте геральдики, если знать его достоверное имя. И оттуда "переключиться" на другие, заслуживающие доверия сайта. Правда, это все на французском.
15.01.2008 в 17:57

Лиса. Временами даже лис.
Мари Анруа : Кстати, стоило бы привести последний фрагмент как цитату, раз уж это не ваше мнение ;) Или написать "по материалам вот этой статьи".
А то строки про культ Черной Мадонны "справедливые нарекания вызывают"... =) И вопросы - как может столь образованная молодая леди писать ТАКОЕ?

На гербе присутствует равносторонний крест на желто-золотом фоне, что явно говорит о его причастности к Ордену Тамплиеров. Да и цвет бороды в известном прозвище тоже чего-то стоит!

Стоит указать, что это написали не вы. Иначе я буду вас спрашивать, откуда это синий цвет в тамплиерской символике - с рыцарских ликов поутру, что ли? Не стоит отвечать за чужие ошибки и чужое невежество.
Про герб вообще молчу. Нет слов. На гербе крест - все, тамплиер. А то, что герб вполне мог быть не личным, а фамильным, в расчет не принимается.
Еще бы де Рэ с Жаном де Жизором связали. А что - и великий магистр тамплиеров, и вроде как скотина первостатейная =)
15.01.2008 в 18:02

Лиса. Временами даже лис.
Wondering Spirit: Ну вот с французским у меня плохо... К сожалению. Но я хотя бы знаю об истинном положении дел. А впечатлительные молодые юноши и девушки? Прочитав один раз такое творение, они до конца жизни будут думать, что все это правда.
15.01.2008 в 18:03

Рыцарь- консультант
Мари Анруа
Опять о кровопийце? *смеясь*

Хотя, как я понял из вышеизложенного, сей достойный маршал отнюдь не *синяя борода*.
Смею предположить, однако, что слухи о нём всё же базировались на каких-то фактах, возможно не столь ужасающих, но всё же...
15.01.2008 в 18:18

"Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!"
Raentor
Спасибо за совет. Сейчас сделаю ЭТО цитатой..)
Кстати, в одной из ссылок указано,что он из рода Монморанси... Это так?


15.01.2008 в 18:22

Raentor А впечатлительные молодые юноши и девушки? Прочитав один раз такое творение, они до конца жизни будут думать, что все это правда.

Мне кажется, что не все такие. Зависит от характера и степени заинтересованности. Я в свое время много подобных историй перемолотил, пока докапывался до истины. В истории всегда было место домыслам, к сожалению. А литература смело использовала их для популярных романов.
15.01.2008 в 18:46

Лиса. Временами даже лис.
Мари Анруа: Всегда пожалуйста. =)
Да, из рода Монморанси. =)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail